Иран против Eutelsat: кто победит?
14 июля 2012 г. станет очередной важной вехой в длительном конфликте между крупнейшим европейским оператором спутникового вещания французской компанией Eutelsat S.A. и Ираном. В споре также участвует Катар и спутниковая организация арабских стран Arabsat. Корни этого конфликта уходят глубоко в историю попыток Ирана сформировать собственную спутниковую группировку.
Иран, как и многие страны мира, включая европейские, до настоящего времени не располагает собственной платформой спутникового вещания, зато активно пользуется арендованными. В иранском случае парадоксально, что весь огромный пропагандистский телерадиовещательный аппарат Исламской Республики, причем как для внутреннего, так и для внешнего вещания, располагается на сателлитах злейших врагов тегеранского правительства. Это либо арабские спутники серии Badr, принадлежащие подконтрольной Саудовской Аравии Arab Satellite Communications Organization (Arabsat), либо спутники серии Eutelsat, принадлежащие французам.
С Саудовской Аравией у Ирана очень плохие отношения из-за того, что Тегеран обвиняет саудитов в монополизации ислама и святых мест в Мекке и Медине, а также в нарушении прав саудовских шиитов. Европа же вводит в отношении Ирана санкции за его ядерную программу и критикует за нарушения прав человека внутри страны. Несколько лучше у иранцев отношения с египтянами, чей Nilesat Иран также использует для трансляций своих программ.
А транслировать у Ирана есть что. Помимо нескольких десятков внутренних центральных и региональных каналов, Иран передает ряд международных спутниковых теле-и радиоканалов. Это первый и второй каналы IRIB в персидской и англоязычной версиях, международный телеканал новостей на персидском Islamic Republic of Iran News Network (IRINN), телеканал новостей на арабском Al-Alam; арабоязычный канал о культуре Alkawthar TV; круглосуточный телеканал на английском Press TV (в который Иран вкладывает огромные средства, нанимая западных журналистов и открывая бюро по всему миру), два телеканала на языках некоторых народов Европы и Азии Sahar-1 и Sahar-2 (в настоящий момент вещание на французском, английском, урду, курдском, боснийском и азербайджанском, несколько лет назад также было на русском и турецком языках); персоязычный религиозный канал IRIB Quran. Кроме того, иранское иновещание «Голос Исламской Республики Иран» ведет ежедневные радиопередачи на почти 30 языках от итальянского до китайского, включая русский, казахский, азербайджанский, армянский, таджикский, грузинский языки.
Иранская Венера
Интересно, что еще задолго до наступления спутниковой эры Иран был крупным международным вещателем, тогда еще на коротких волнах. Началось это в конце 1940-х годов, еще при шахском режиме Ирана. Русские радиопередачи радиостанции «Голос Ирана» начали транслироваться с 1946 г. С 1970-х годов шахское правительство вынашивало идею запуска собственного телекоммуникационного спутника. К 1977 г. Telecommunication Company of Iran начало сотрудничество с США по подготовке запуска спутников серии «Зохра», что в переводе означает Венера.
За несколько лет до того Иран и Индия также договаривались о запуске проектов из 4 спутников под названием «Зохра». Все эти планы были отменены после победы исламской революции в Иране 1979 г. и резкого ухудшения отношений страны с внешним миром в результате прихода к власти в стране радикального правительства.
Свое продолжение история с «Зохра» получила в 2003 г. Тогда российская компания «Авиаэкспорт» начала переговоры о заключении контракта на сумму $ 125 млн. на создание спутника. Его должны были сделать в Красноярском научно-производственном объединении прикладной механики (НПО ПМ). Однако эта сделка впоследствии была отменена по причине того, что Иран, по данным ряда российских изданий, хотел заключить контракт напрямую с НПО ПМ, минуя посредника, а российская компания боялась сотрудничать с Ираном из-за угрозы попасть под международные санкции.
После того, как сделка 2003 г. сорвалась, российско-иранские переговоры продолжились, и в 2005 г. завершились подписанием контракта на сумму в $ 132 млн на создание и запуск для Ирана спутника, который будет использоваться как для организации каналов связи, так и для ретрансляции в программ иранского государственного телерадиовещания Islamic Republic of Iran Broadcasting (IRIB).
Как тогда заявлялось, новый иранский спутник должен стать модификацией российской спутниковой серии «Экспресс», а вывести его на орбиту через 2,5 года должна российская ракета и разгонный блок «Союз-ФГ Фрегат». Иран предложил для спутника поэтичное название «Зохра». На спутнике должно было находиться 12 транспондеров. Тем же соглашением оговаривалось и создание российской стороной для Ирана второго спутника «Зохра», цена постройки которого должна была стать ниже на 26%.
Как уточняло тогда государственное иранское официальное агентство новостей ИРНА, для нового спутника в Международном союзе телекоммуникаций Иран зарегистрировал 3 точки международной орбиты: 26, 34 и 47 градусов восточной долготы. В зависимости от размещения спутник получил бы название «Зохра 1, 2 или 3». Вопрос выбора орбиты должен был быть определен на стадии запуска в соответствии с имеющимися условиями и располагаемыми технологиями. ИРНА с удовлетворением отмечало, что заключение договора по спутнику «Зохра» является первым случаем передачи знаний в сфере спутников, космонавтики и телекоммуникаций Ирану, и что 120 специалистов из Исламской Республики поедут в Россию для прохождения обучения в этом направлении. «С введением в строй спутника Ирану больше не потребуется оплачивать аренду транспондера для обеспечения местных коммуникаций»,- указывало ИРНА.
Уже подписанный контракт был отменен в 2009 г. по инициативе российской стороны. Россия не захотела рисковать развитием своего спутникового рынка и доходами от международного сотрудничества в этой сфере перед лицом возможных международных санкций. Российские компании, занятые строительством вещательных спутников, в настоящее время слишком зависят от технологий Запада, поскольку, работая на оборонную отрасль в 1980-х годах, они пропустили эру начала непосредственного спутникового вещания. В итоге до сих пор DHT-операторы России, в основном, работают с зарубежных спутников.
Отметим, что Иран после революции 1979 г. и до настоящего времени почти всегда находится под каким-либо санкциями. И эти санкции часто, что бы ни говорили их критики, выглядят довольно обоснованными. Поскольку осуществить запуск спутника без международной помощи очень сложно, в 2010 г. Иран объявил, что сделает это своими силами, но после 2014 г.
Тем не менее, тень недостроенного спутника «Зохра» серьезно омрачает ситуацию в области международного непосредственного вещания.
Тень «Зохры»
После того, как Иран не смог создать собственный спутник «Зохра», он принял активное участие в проекте Badr 5 арабского консорциума. Спутниковая группировка Badr (спутники Badr 4, Badr 5 и Badr 6 26.0 гр. E) были запущены при участии России для арабского консорциума, принадлежат Arabsat и занимают позицию 26/25.5 гр. E. Arabsat сдал в аренду часть транспондеров Badr-5 Ирану.
В настоящее время Eutelsat и Катар готовятся к запуску нового спутника стоимостью $ 300 млн, однако Иран препятствует расширению на данной позиции флота Eutelsat. Он утверждает, что имеет право собственности на позицию 26 гр. E, поскольку когда-то зарегистрировал на нее свой сателлит «Зохра-2» (который никогда не существовал и не находился в этом орбитальном положении). Иранское правительство говорит, что отдало эту частоту Arabsat в лизинг в обмен на получение постоянного слота на спутнике Arabsat на данной позиции.
Спутник Eutelsat 25.5 гр. E работает на орбите в непосредственной близости от спутника Arabsat Badr-5. В Eutelsat утверждают, что Иран давно потерял свое право на эту орбитальную позицию, т.к. не смог запустить свой спутник «Зохра» в течение многих лет. Вопрос принадлежности данной орбиты является важнейшим для Eutelsat, т.к. европейский консорциум начал очень выгодную программу сотрудничества с Катаром по совместному запуску и эксплуатации спутника Es'hailSat-1, который должен будет расположиться на позиции 25.5 ° E в середине 2013 г. В то же время, существующий спутник Eutelsat 25.5 гр. E быстро стареет и нуждается в замене. Планируется, что вскоре будет запущен спутник Eutelsat 25B 25.5 гр. E. Вся новая европейско-катарская группировка получит наименование Es'hailSat-1-Eutelsat 25B 25.5 гр. E.
Некоторые аналитики высказывают мнение, что истиной причиной конфликта является то, что Ирану очень не нравится, что с Eutelsat 25.5 гр. E ведется вещание на персидском языке телевидения «Голоса Америки» - VoA TV Persian и телеканала «Британской вещательной корпорации» BBC Persian. Эти телеканалы, критически настроенные по отношению к нынешнему тегеранскому правительству, очень популярны в Иране. Отметим, что в конфликте Eutelsat и Ирана Arabsat занимает нейтральную позицию.
Международный союз электросвязи дал Ирану срок до 14 июля 2012 г. помириться с Eutelsat. При этом Ирану был предложен компромиссный вариант - найти спутник, который уже находится на орбите, приобрести его и переместить в позицию 34 гр. E, которую Иран когда-то также регистрировал. Однако проблема Ирана также в том, что согласно международным санкциям, ни одна страна мира не может вести с Ираном торговых отношений. Поэтому маловероятно, что к 14 июля 2012 г. спутниковый спор между Eutelsat и Ираном разрешится. Пока же Eutelsat заявляет об убытках и упущенной выгоде из-за действий Ирана.
Заседание Международного союза электросвязи, где будет рассматриваться иранский вопрос, назначено на 14 июля 2012 г. в Женеве.
Максим Истомин
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a3022