Статья

Чего ждать от спутникового ТВ?

Спутниковое ТВ

Несмотря на глобальный экономический кризис, рынок непосредственного спутникового вещания, включая платный сегмент, продолжает уверенное развитие. Спутниковое телевидение постепенно обгоняет своего кабельного конкурента, долгие годы бывшего лидером платного телевидения в мире.

Согласно данным опубликованного в ноябре 2012 г. исследования французской аналитической компании Euroconsult, в 2012-2021 гг. в мире будет запущено 1075 спутников. Выручка от производства и запуска этих спутников составит около $198 млрд., что на 36%, больше от создания и запуска 800 спутников, введенных в эксплуатацию в предыдущие десять лет.

Как отмечает Euroconsult, активный рост отрасли начался в 2011 г. В ближайшие 6 лет ежегодно на орбиту будет выводиться в среднем 120 спутников. Из них только 1/3 являются коммерческими, в том числе вещательными. 2/3 спутников будет запущено всевозможными правительственными структурами. И хотя государственные спутники будут обслуживать в основном гражданские ведомства, в том числе и при организации вещания, в их числе будут и военные, запущенные для осуществления визуальной разведки.

Несмотря на то, что собственные спутники уже запустили или собираются это сделать небольшие страны, 85% этого рынка принадлежит 6 крупнейшим державам. В ближайшее время в списке стран, владеющих собственными спутниками, появятся Азербайджан, Туркменистан, Лаос и Белоруссия. Азербайджан планирует запустить свой вещательный спутник уже в течение ближайших недель, а Белоруссия - в течение ближайших нескольких лет. Год назад счастливым обладателем национального спутника, правда со второй попытки, стал Казахстан.

Основной причиной роста производства и запусков спутников остается старение уже существующих. Срок комических аппаратов недолог, и к настоящему времени большинство из них, запущенных в конце 90-х, выработали свой ресурс. По данным Euroconsult, 75% заказов последних лет на строительство спутников связаны с заменой существующих аппаратов, уже находящихся на орбите.

Спутник теснит кабель

Согласно опубликованному в ноябре 2012 г. докладу калифорнийской исследовательской компании Infonetics Research, к 2016 г. спутниковое телевидение в глобальном масштабе впервые обгонит по доходам кабельное телевидение. При этом в период до 2016 г. рынок платного телевидения будет расти на 7% в год. Этот рост во многом обеспечат рынки платного телевидения развивающихся стран - Бразилии, Аргентины, Мексики, России, Индии и Китая. Число подписчиков платного ТВ достигнет 719 млн домохозяйств в 2012 г., что на 6% больше, чем в 2011 г.

Однако кризис больно ударил по кабельным операторам. Как считает аналитик Infonetics Research Джефф Хейнен (Jeff Heynen), абоненты кабельного телевидения гораздо менее лояльны, чем спутникового. Индустрия кабельного телевидения в период кризиса характеризуется большим оттоком абонентов, которые подключаются к спутниковому и интернет-телевидению, зачастую экономя на этом до 30-50%. И именно в кризис спутниковое телевидение обогнало по количеству подписчиков кабельное телевидение на одном из важнейших региональных рынков – в Германии.

Германия – это крупнейший и наиболее конкурентный рынок телевидения в Западной Европе. Он начитывает около 34 млн домохозяйств. В декабре 2012 г. издание Satellite Markets& Research объявило, что впервые в истории телевидения в Германии больше зрителей смотрят телевизор через спутник, чем через кабель. Из 34 млн домохозяйств, использующих телевизор, 17,5 млн принимают сигнал через спутник. За 2012 г. количество зрителей спутникового телевидения в Германии выросло на 900 тыс.

Абонентская база кабельных операторов пока сократилась незначительно - всего на 200 тыс., но этого оказалось достаточно для того, чтобы пальма первенства отошла к спутниковым операторам.

5,9 млн домохозяйств Германии в 2012 г. принимали телепрограммы в формате высокой четкости High Definition (HD). 90 % немецких теледомохозяйств по состоянию на начало 2012 г. были цифровыми. Однако до момента отключения аналогового сигнала в Германии, произошедшего в апреле 2012 г., 1,8 млн. домохозяйств принимали аналоговый телесигнал.

Интересно, что Германия, одна из самых технологически развитых стран, последней в Европе отключила аналоговое спутниковое телевидение. До апреля 2012 г. на спутниковой группировке Astra 19, 2 гр. E, которая фактически является монополистом в стране, продолжала осуществляться аналоговая трансляция общественных и ряда крупнейших частных телеканалов страны. Эта трансляция почти 10 лет велась для пожилых граждан страны, которые медлили с переходом на цифровые ресиверы, используя уже давно не выпускающиеся аналоговые.

Спутниковое ТВ становится основным

В последние годы роль непосредственного спутникового вещания меняется. Из дополнительной вещательной площадки, которая обеспечивает наиболее искушенных клиентов большим количеством каналов, оно превращается в одну из основных, а в некоторых случаях единственную площадку передачи сигнала.

Первыми современными технологиями непосредственного спутникового телевидения как основного средства доставки теле- и радиосигнала конечному потребителю воспользовались слаборазвитые страны. Прежде всего, из Азии и Африки. В этих странах из-за отсутствия средств так и не сумели создать эффективную многоканальную систему наземного телерадиовещания.

Позднее и более развитые государства поняли, что непосредственное спутниковое вещание по многим показателям может превосходить наземные сети. С 2005 г. спутниковое ТВ развивается и в России, правда, не государственными, а частными компаниями, такими как «Триколор ТВ», «НТВ Плюс», «Орион Экспресс».

В Западной Европе, где наземные сети развиты куда лучше, чем в России, также верят в перспективы непосредственного спутникового телевидения. Спутниковые платформы планируется активно использовать не только для вещания, но и для оказания сопутствующих услуг. Развитие европейских спутниковых платформ, в частности, запуск новых спутников SES-Astra, направлено на достижение одной из целей Европейского союза - предоставление всем гражданам доступа к сверхскоростным широкополосным каналам связи к 2020 г.

Управляющий директор службы развития беспроводного широкополосного доступа спутниковой платформы SES-Astra Патрик Бивер (Patrick Biewer), комментируя эти планы Евросоюза, отметил, что всегда будет оставаться определенный процент населения, до которых наземные сети не дотянутся в силу сложностей географии, либо их строительство будет экономически нецелесообразным. И в этом случае спутниковые платформы могут предложить и вещание, и каналы связи.

Максим Истомин