Статья

Кому нужно спутниковое ТВ в России?

Спутниковое ТВ

За последние 2 года количество абонентов спутникового телевидения в России увеличилось более, чем вдвое. Активный рост абонентской базы будет продолжаться, так как в стране 143 млн. жителей, а спутниковым ТВ пользуются лишь 13 млн.

Перспективы развития российского рынка спутникового телевидения на ближайшие годы гораздо более радужные, чем у ТВ во многих других странах мира. К концу 2010 г. абонентская база всех платформ непосредственного спутникового телевидения в России составляла чуть более 6,2 млн пользователей, а в 2012 г. количество абонентов достигло уже 13 млн.

Как правило, под абонентом спутниковые операторы понимают 1 подключенное домохозяйство. Таким образом, чтобы получить примерное количество зрителей спутниковых платформ в России, необходимо число подключенных домохозяйств умножить на 3. Среднее количество человек в российской семье именно такое. В результате, примерное число зрителей российского спутникового телевидения составляет 39 млн человек.

Однако ряд экспертов полагает, что некоторые российские спутниковые платформы записывают в свои клиенты и отключившихся по разным причинам от них абонентов, потому реальная зрительская аудитория спутникового ТВ, по их подсчетам, составляет от 29,5 млн до 33 млн человек. Но аналитики и эксперты иногда ошибаются. Консалтинговое агентство J’son & Partners Consulting сравнительно недавно, в марте 2011 г., прогнозировало, что к концу 2012 г. абонентская база всех вместе взятых российских непосредственных спутниковых платформ лишь немного превысит 8 млн подключенных домохозяйств.

Прогноз агентства оказался столь заниженным из-за неожиданного и феноменального роста абонентской базы операторов «Триколор ТВ» и «Орион Экспресс». Первый оказался лидером в абсолютных цифрах роста, а второй показал лучшие результаты по динамике прироста. В 2012 г. «Орион Экспресс» впервые занял 2 место по количеству абонентов среди российских операторов спутникового телевидения, оттеснив на 3 позицию ветерана рынка - «НТВ-Плюс».

Операторы спутникового ТВ

Оператор Число абонентов,млн 12.2012 Число абонентов, млн 03.2011
Триколор ТВ 11,5 6
Орион Экспресс 1, 05 0.3
НТВ плюс 0,65 0,63
Радуга ТВ 0,36 0,15
Рикор ТВ 0,1 0,055

Источник: CNews Analytics, 2013

По мнению некоторых экспертов, «НТВ-Плюс» стал единственным спутниковым оператором, который вообще не смог увеличить абонентскую базу в 2012 г. Не слишком активная динамика роста сопровождает эту спутниковую платформу с момента ее основания в 1996 г. За первые 10 лет работы спутниковый оператор «НТВ-Плюс» подключил лишь 500 тыс. абонентов, а в следующие 6 лет к ним присоединились еще 150 тыс. домохозяйств.

Российские спутниковые платформы соревнуются не только между собой, но и усиливают позиции среди операторов других форм вещания. На профильной выставке CSTB-2013 в рамках iKS-Рейтинга было объявлено, что 2 спутниковые платформы непосредственного телевидения входят в топ крупнейших российских компаний платного ТВ по количеству абонентов. Это «Триколор ТВ», уже несколько лет назад вошедшая в подобный рейтинг, и впервые попавшая в топ «Орион Экспресс». Еще одна спутниковая компания – «НТВ-ПЛЮС» - не входит в рейтинг крупнейших по числу абонентов, однако является одной их наиболее доходных.

В 2013 г. «Триколор ТВ» и «Орион Экспресс» планируют и дальше наращивать абонентскую базу. «Орион Экспресс», согласно заявлению исполнительного директора компании Максима Шлыгина, ставит своей целью, как минимум, удвоить абонентскую базу, таким образом доведя ее до 2 млн домохозяйств. В свою очередь «Триколор ТВ» надеется, что к концу 2013 г. будет располагать 14,5 млн абонентов.

Ближайшие перспективы

В рамках выставки-форума CSTB-2013 представители спутникового оператора «Орион Экспресс» высказали мнение, что спутниковые платформы в России ждет бурный рост в течение 3 следующих лет. С подобными цифрами согласны и представители других спутниковых платформ. Считается, что через 3 года российский рынок непосредственного спутникового телевидения удовлетворит насущный спрос всех желающих, а кроме того, к этому времени планируется развернуть многоканальное наземное цифровое телевидение в стране. Последнее обстоятельство может кардинально изменить расстановку сил на телевизионном рынке.

Однако спутниковые операторы не слишком опасаются конкуренции со стороны наземного цифрового вещания. Генеральный директор «Триколор ТВ» Александр Макаров в интервью CNews рассказал, что не очень верит в радикальные перемены развития сети наземного телевидения на ближайшие 3 года. Иначе говоря, Россия настолько большая, что зрителя цифрового вещания на обозримый период хватит всем: и участникам российского государственной программы по цифровизации, и коммерческим спутниковым платформам, к которым относится «Триколор ТВ».

Высказывание Макарова выглядит довольно убедительно, учитывая отсутствие до настоящего времени четких контуров национальной бесплатной спутниковой платформы в государственной программе по цифровизации. Похоже, российские власти решили не принимать в расчет, что даже при исполнении 100% плана по цифровизации наземного эфирного телевидения, на территории страны все равно останутся белые пятна, куда наземный цифровой сигнал не будет доходить, как сейчас не доходит и аналоговый.

К примеру, даже достаточно компактная и равномерно заселенная территория Евросоюза после завершения всеобщей наземной цифровизации имеет небольшие территории, куда цифровой сигнал так и не дошел. Причем это касается не только окраин, но и центральных территорий Европы. Подобные белые пятна, как в Евросоюзе, так и в России, может закрыть только непосредственное вещание со спутников. Александр Макаров отметил, что российскому государству следует признать модель непосредственного спутникового телевидения успешной и действовать в направлении его развития.

Равнение на Польшу

Польский рынок спутникового телевидения является одним из передовых, потому многие российские спутниковые операторы следят за тенденциями развития спутникового ТВ у этих западных соседей. Республика Польша с территорией, примерно равной суммарной площади не самых больших российских областей (Ленинградской, Псковской, Новгородской и Тверской), располагает 4 спутниковыми платформами непосредственного вещания: Cyfra+ , Cyfrowy Polsat , N и Orange TV.

Согласно оценкам польского аналитика спутникового рынка Собеслава Паияка (Sobiesław Pająk), в 2013 г. абонентами платного телевидения в Польше будут 12,1 млн домохозяйств (ныне около 9 млн). В тоже время все 5 российских спутниковых платформ непосредственного вещания надеются располагать к концу 2013 г. абонентской базой в 17,5 млн домохозяйств. При этом население России составляет более 143 млн. человек, в а Польше проживает чуть более 38 млн.

Россия пока отстает от Польши и в количестве абонентов, принимающих программы в формате HD. Только один польский оператор Cyfrowy Polsat имеет около 2 млн абонентов HD-каналов, а в России такое же количество абонентов, просматривающих контент в HD, суммарно у всех 5 спутниковых платформ. Однако абонентской базе по HD-вещанию мы уступаем не только Польше, но и другим европейским странам: Франции, Великобритании, Италии, Германии, Бельгии и Португалии. Российским операторам спутникового ТВ еще есть к чему стремиться.

Максим Истомин