К 2017 г. проникновение услуги платного ТВ в России достигнет 74%
Компания J’son & Partners Consulting представила результаты исследования российского рынка платного телевидения по итогам 2012 г. и прогнозы его развития до 2017 г.
Российский рынок платного ТВ является одним из самых крупных в мире: по итогам 2012 г. он насчитывает 31,9 млн домохозяйств (ДХ), подключенных к технологиям кабельного, спутникового и IP-телевидения.
По оценкам J’son & Partners Consulting, рост абонентской базы платного телевидения продолжится, и к 2017 г. количество абонентов увеличится до 40,2 млн ДХ, а проникновение услуги платного телевидения достигнет 74%.
На конец 2012 г. абонентская база пользователей услуги платного ТВ в России составила 31,9 млн ДХ, что на 11% выше, чем в 2011 г. Проникновение платного ТВ составило 58%.
Как рассказали CNews в J&P, наибольший рост абонентов происходил в сегментах спутникового ТВ и IPTV. За период 2011-2012 гг. абонентская база IPTV увеличилась в 1,6 раз. Темпы роста спутникового телевидения составили 19% за тот же период.
Рост спутникового ТВ был обусловлен преимущественно низкой стоимостью услуги по сравнению с другими технологиями платного ТВ, а также независимостью от сетей фиксированной связи и доступностью на территории всей страны. Прирост абонентов спутникового ТВ происходил преимущественно за счет оператора «Триколор ТВ». Из 1,8 млн абонентов, подключенных операторами спутникового ТВ в 2012 г., 1,3 млн приобрели услуги «Триколор ТВ».
Стремительному росту IPTV в свою очередь способствовало развитие услуги ШПД: по оценкам J’son & Partners Consulting, на конец 2012 г. проникновение ШПД достигло 48%. Одним из основных преимуществ IPTV является возможность предоставления услуги «видео-по-запросу» и доступа к интерактивным сервисам. Лидерами на рынке IPTV являются операторы «Ростелеком», «ВымпелКом» и МТС.
Темпы роста кабельного ТВ замедляются. При этом в сегменте кабельного телевидения происходит активная трансформация, связанная с модернизацией сетей операторами и переходом на технологию DVB-C, которая позволяет предоставлять услугу цифрового ТВ с дополнительной возможностью доступа к таким сервисам, как видео по запросу, catch-up-ТВ и прочим.
Крупнейшими игроками на рынке платного ТВ России по итогам 2012 г. являются «Триколор ТВ» (доля рынка 28%), «Ростелеком» (21%), МТС (9%), «ЭР-Телеком» (7%) и «Акадо» (4%).
Абонентская база «Триколора» за 2012 г. увеличилась на 17%, что обусловлено высокой рыночной активностью компании на рынке. В 2012 г. компания «Триколор ТВ» подключила к пакетам телеканалов зарубежные бренды, а также внедрила в первой половине 2012 г. HD-мультиплекс «Триколор ТВ». «Триколор ТВ» предлагает своим клиентам самую низкую абонентскую плату – за расширенный пакет («Оптимум») – 50 руб./мес.
В 2012 г. на кабельное телевидение приходилось более половины всего рынка платного ТВ (58%), показатель снизился на 4 процентных пункта в сравнении с 2011 г. Доля спутникового телевидения составила 34%. Доля IPTV выросла до 8%.
Более половины абонентской базы генерируется Приволжским и Центральным федеральными округами. По количеству абонентов платного телевидения лидирует Центральный федеральный округ – 35,5% от рынка России в целом.
Уровень наибольшего проникновения платного телевидения на конец 2012 г. наблюдался в СЗФО – 72,8%. Минимальное же проникновение у Северокавказского и Дальневосточного федеральных округов – 29,4% и 27% соответственно. В 2012 г. распределение абонентской базы по федеральным округам не претерпело существенных изменений.