Арсений Тарасов: Компании видят, что переход на IP-технологии позволяет достичь существенных экономических преимуществ
В интервью CNews.ru менеджер по развитию бизнеса компании Cisco Systems Арсений Тарасов рассказал об основных тенденциях на российском и мировом рынках корпоративной и IP-телефонии, о стратегии, которую Cisco выбрала для работы в России, и о преимуществах перехода на IP-телефонию как для корпоративных, так и для частных пользователей
Cnews.ru: Какие тенденции, на ваш взгляд, наблюдаются сегодня на российском рынке IP-телефонии? Насколько активны сегодня игроки в этом секторе рынка?
Арсений Тарасов: Во первых, говоря об тенденциях, стоит отметить, что Gartner Group в этом году выпустил очередное исследование, в котором впервые не были выделены две различные категории для IP-телефонии и корпоративной телефонии; их объединили в единую категорию под названием Enterprise Voice. Это означает, что ведущий мировой и ИТ-аналитик считает, что IP-телефония является интегральной частью корпоративной телефонии. Более того, так как Cisco стала лидером в «магическом квадрате» (Magic Quadrant) Gartner в этой категории, это означает, что Gartner de facto полагает, что IP-телефония и IP-телекоммуникации являются основными в области бизнес-коммуникаций вообще. Это некий тренд, который Gartner считает очень важным в нашем регионе. То есть, по мнению ведущих аналитиков, IP-телефония даже в корпоративным секторе, уже не говоря про операторов, станет ведущим типом коммуникаций уже сейчас и в ближайшее годы. Во-вторых, рынок корпоративной IP-телефонии развивается в России совершенно стремительными темпами, что видно на примере самой Cisco: в то время как рынок корпоративной телефонии в России развивается достаточно стабильно, и годовой рост составляет порядка 10%, по итогам 2002 финансового года нашей компании, который закончился 31 июля, рост по отношению к 2001 году составил 650%,. Это очень серьезный рост, и если, скажем, в 2001 году этот слой практически был незаметен, то сейчас, по моим оценкам, Cisco занимает 56% рынка корпоративной телефонии в целом в России. Что касается остальных игроков Avaya, Nortel, Siemens, 3Com, Alcatel то все они выпускают IP PBX-решения, базирующиеся на IP, и ни одна крупнейшая компания-вендор телефонных станций не инвестирует в разработку старых традиционных решений, а все средства на R&D вкладываются только в IP-решения. Это означает, что в ближайшее время старые станции, которые проектировались достаточно давно, будут, конечно же, продаваться, но постепенно все вендоры будут выходить на рынок с современными IP-решениями. То есть IP-телекоммуникации становятся корпоративным стандартом.
Cnews.ru: На компании какого масштаба рассчитаны IP-решения от Cisco наверное, в первую очередь, на крупных игроков рынка?
Арсений Тарасов: Это типичное заблуждение, которое есть на рынке что решения от Cisco рассчитаны на самые большие компании. Дело в том, что наши последние продукты, которые вышли как в области маршрутизаторов и коммутаторов наших основных продуктов так и в области телефонии, как раз нацелены как на рынок самых крупных предприятий, так и средних и малых, буквально начиная от 20 человек персонала. Это связано с нашим подходом к реализации этих проектов в случае крупных контрактов обычно вся инфраструктура телефонии устанавливается у заказчика. То есть у него устанавливается и Call Manager это аналог телефонной станции, и телефоны, и распределенная корпоративная сеть, и т.д. В случае мапредприятий малого или среднего бизнеса, мы работаем через операторов. В этом случае на саму компанию ложится минимум затрат за счет того, что им ставят лишь сами телефоны, а для поддержки передачи и данных, и голоса используется уже существующая сетевая инфраструктура. Поэтому наши решения покупают, к примеру, туристические компании, компании по продажам сотовых телефонов, компании, где в офисе насчитывается 50 человек или меньше. Поэтому мы адресуем наши решения на рынок компаний с персоналом от 20 и до тысяч человек. Все зависит от модели и от той функциональности, которая требуется заказчикам. Но в первую очередь, конечно, наши решения начинают особенно сильно выигрывать по отношению к традиционным тогда, когда у компании есть, по крайней мере, несколько офисов, пусть даже небольших. В этом случае объединение их всех в единую корпоративную сеть не только с точки зрения передачи данных, но и голоса (т.е. есть IP-телефония), решает эту задачу гораздо лучше, чем старые традиционные решения.
Cnews.ru: В каком ценовом диапазоне лежат решения от Cisco?
Арсений Тарасов: С точки зрения цен мы лежим в стандартном сегменте решений цифровой телефонии. Конечно, если брать, к примеру, какие-нибудь аналоговые телефонные станции типа Key Switch, самые простые, с аналоговыми телефонами, которые стоят по $20, то это будет стоить намного дешевле, но в таком случае мы говорим про совершенно разные классы устройств, все равно что сравнивать мопеды и мотоциклы. Но если мы говорим про IP-телефонию и нормальные цифровые станции со всем необходимым набором функций, то в этом случае наши цены как раз лежат примерно в том же диапазоне, что и у остальных производителей.
Cnews.ru: Насколько распространена сегодня корпоративная IP-телефония в России по сравнению, скажем, со странами Западной Европе, отстаем ли мы от них в этой отношении?
Арсений Тарасов: Я думаю, что в России и Западной Европе примерно одинаковая доля рынка корпоративной IP-телефонии. Но в России и за рубежом мотивация внедрения новых технологий немного различная: если в России это очень часто отказ от совершенно старых и отживающих свой век телефонных станций и переход на IP, то на Западе это больше миграция с телефонных станций прошлого поколения на современную IP-телефонию. Также за рубежом очень большую роль играют те финансовые и экономические преимущества, которые дает IP-телефония по сравнению с традиционными технологиями. Это, в первую очередь, связано с тем, что создается единая инфраструктура и для передачи голоса, и для передачи данных, и для передачи видео. Таким образом сильно сокращаются расходы на телекоммуникационные услуги, на поддержание двух различных сетей, происходит постепенное слияние отделов ИТ и коммуникаций. Какие преграды, на ваш взгляд, препятствуют развитию IP-телефонии в России?
Cnews.ru: В России этому мешает, как ни странно, принципы ведения бизнеса, которые у нас есть. Из-за того, что в СНГ пока слишком низкая стоимость рабочей силы и наблюдается ее достаточно широкая доступность, компании не очень заботятся о продуктивности и производительности своих сотрудников.
Арсений Тарасов: До сих пор зачастую руководство считает, что конкурентные преимущества это не то, насколько качественно обслуживаются клиенты, не то, насколько интенсивно и продуктивно работают их сотрудники, а какие-то другие факторы. За счет этого коммуникации отходят на второй план в ранге приоритетов с точки зрения бизнеса, в то время как за рубежом повышение продуктивности сотрудников, которые обычно очень дорого обходятся компании, является приоритетной задачей менеджмента. Именно в этом случае современные телефонные решения чрезвычайно помогают. И второе это то, что до сих пор у людей существует ошибочное представление, что IP-телефония это дешевые звонки по карточкам, с низким качеством связи. На самом деле, это совершенно не так, например, в офисе Cisco и многих наших заказчиков используются исключительно IP-телефоны, и никаких проблем с качеством и надежностью нет. Когда, скажем, call-center компании работает на базе IP-телефонии, это позволяет разнести агентов по различным удаленным точкам. Например, один из наших клиентов, компания «Телеконтакт», построила call-center для сдачи его в аренду, для аутсорсинга. Вся основная «начинка» этого центра находится в Москве, а агенты работают в Подмосковье, где гораздо ниже стоимость офисных помещений, гораздо ниже зарплаты, гораздо больше желающих качественно работать, потому что работы мало. Поэтому за счет использования IP технологий, компании просто «пробросить» канал куда-нибудь в Подмосковье, открыть там небольшой офис, и разместить агентов. За счет этого компания существенно снижает издержки на поддержку этого call-center и, соответственно, может быть более конкурентной, чем другие игроки на рынке. Именно на таком примере очень хорошо видно, как использование IP-технологий превращается в бизнес преимущества компании и способствует созданию дополнительных рабочих мест в регионах.
Cnews.ru: Насколько приоритетным является направление IP-телефонии в бизнесе Cisco?
Арсений Тарасов: Это одно из наиболее приоритетных направлений.
Cnews.ru: Какую стратегию использует Cisco при работе с российскими партнерами, и чем она отличается от стратегии ваших конкурентов?
Арсений Тарасов: Во-первых, Cisco всегда работает через партнеров, к которым мы относимся очень трепетно. У нас нет так называемых прямых продаж, когда контракты заключаются напрямую между Cisco и заказчиком. Наши партнеры это системные интеграторы, операторы, реселлеры, и дистрибуторы. Так как IP-телефония с точки зрения технологий и понимания на российском рынке является, по сути, новой технологией, люди пока не очень знакомы с тем, как это голос может передаваться по IP сетям. Поэтому, к сожалению, еще 2 года назад в этой области было не так много экспертов. За последний год мы очень много усилий уделили подготовке и сертификации наших партнеров, для того, чтобы они были в состоянии устанавливать, поддерживать и продвигать наши решения в области IP-телефонии. Кроме того, у нас сейчас появляется новая программа сертификации, которая как раз позволит тем партнерам, которые внедряют наши решения, обладать всеми необходимыми знаниями и квалификацией для этого. Так как растет рынок, нам нужно развивать нашу партнерскую сеть, не в смысле количества партнеров, а в смысле уровня экспертизы у наших ключевых партнеров.
С точки зрения рынка наши ожидания заключаются в том, что примерно к 2005году в России мы будем занимать около 3035% рынка корпоративной телефонии в целом. Отсюда можно сделать вывод, наверное, что порядка половины рынка корпоративной телефонии или даже больше будет работать на IP.
Cnews.ru: Насколько жесткой является сегодня конкуренция на российском рынке оборудования для IP-телефонии, угрожает ли что-то позициям вашей компании?
Арсений Тарасов: С точки зрения сетей, конкуренция, конечно, очень серьезная, и здесь мы конкурируем именно в области продуктов, то есть, скажем, маршрутизаторы Cisco конкурируют с маршрутизаторами других компаний. В случае корпоративной IP-телефонии идет конкуренция между технологиями, то есть обычно в одной сделке конкурируют традиционные телефонные станции и решения по корпоративной IP-телефонии. То есть до сих пор мы сравниваем яблоки с апельсинами: хотя и то, и другое фрукты, но начинка несколько различается. Я думаю, что в ближайшие 23 года все вендоры телефонных станций перейдут на IP, и мы все будем уже конкурировать снова на уровне продуктов. Cisco как одному из пионеров этого рынка до сих пор приходится доказывать заказчикам, что технологии IP лучше, чем технологии традиционных телефонных станций.
Cnews.ru: А в целом однотипное оборудование от разных производителей отличается ли существенно по своей архитектуре?
Арсений Тарасов: Оно отличается, в первую очередь, внутренним программным обеспечением, функциональностью и интегрируемостью в некие общие архитектуры. Например, у Cisco есть несколько таких «столпов», которыми мы пользуемся для развития наших технологических платформ. Основная из них это платформа AVVID (Architecture for Voice, Video and Integrated Data). Ее идея заключается в том, что все типы данных должны передаваться поверх IP, и существует слой интеллектуальной сети, который обеспечивает все необходимые сетевые сервисы для передачи этих типов данных голоса, видео, а в будущем, возможно, и запахов, и ощущений. Сервисы обеспечивают безопасность, необходимое качество услуг, масштабируемость. Поверх этого идут, собственно, приложения телефония, передача видео, видеоконференции и т.д., потом бизнес-приложения и, в конце-концов, все это вырастает в бизнес-решения. Вот это и есть наша основная архитектура, которая позволяет интегрировать все продукты и те приложения, которые разрабатывает Cisco, в единую стройную модель. Что касается безопасности, у нас есть тоже единая концепция под названием SAFE, которая как раз позволяет строить защищенные, безопасные интеллектуальные сети. Объединяя эти концепции вместе, мы получаем интегрированную сетевую инфраструктуру. У других поставщиков могут быть какие-то другие идеи, другие мысли и подходы к построению таких сетей, но преимущество IP заключается в том, что это единый стандарт, и, естественно, оборудование одних компаний работает с оборудованием других. Единственное, здесь нужно понимать, что ставить оборудование от разных вендоров, некоторое из которого поддерживает определенные функции (например, одну из самых важных и в IP-телефонии QoS (Quality of Service), которая обеспечивает приоритет передачи голоса над другими данными, что позволяет обеспечить бесперебойную передачу голоса, даже если канал занят передачей данных), а другое нет. Еще разница состоит в том, сколько компании-производители вкладывают в свой R&D, научно-исследовательские разработки. Очень многие компании просто идут по пути копирования продуктов, они берут свое более низкой ценой. Известны случаи «заимствования» ПО у других фирм с целью создать свой собственный продукт, который будет стоить несколько дешевле и вроде бы может делать то же самое, что и оригинал. Третий подход создавать очень дешевые низкофункциональные устройства для рынка малого и среднего бизнеса.
Cnews.ru: Могут ли, на ваш взгляд, российские производители программного и аппаратного обеспечения для IP-телефонии хотя бы каким-то образом конкурировать с западными вендорами?
Арсений Тарасов: Скоро вы от нас услышите очень интересную новость по поводу российских производителей я думаю, уже через три месяца. Пока что в России не производят IP-телефоны, хотя принципиально это возможно, потому что, например, те технологии, которые использует Cisco, это технологии открытых стандартов, которые доступны для разработчиков.
Cnews.ru: А как вы оцениваете текущую ситуацию на рынке сервис-провайдеров?
Арсений Тарасов: Дело в том, что исторически так сложилось, что у операторов всегда были две различные сети для передачи голоса и данных. Поэтому когда оператор предлагал услугу клиенту, он предлагал отдельно услуги телефонии и отдельно интернета и передачи данных по протоколу IP. Сейчас мы все больше и больше видим, что операторы предлагают услугу типа IP-VPN виртуальной частной сети на базе протокола IP. Для оператора преимущество IP-телефонии заключается в том, что он может строить единую инфраструктуру для передачи любых типов данных для заказчика. Операторы понимают, что им зачастую дешевле поддерживать свою IP-инфраструктуру, чем две различных инфраструктуры. Естественно, что еще пройдет некоторое время, прежде чем эти услуги станут окончательно массовыми, потому что еще существует малая конкуренция в оказании этих услуг. Оператору проще брать по доллару за минуту международных разговоров, чем предлагать своим клиентам более дешевые услуги. Тем не менее, даже существующая конкуренция заставляет их переходить на новые технологии и новые типы предложений. Что касается самих клиентов, несмотря на то, что у нас, как я уже говорил, более дешевая рабочая сила и компаниям нужны лишь очень базовые телекоммуникационные возможности, тем не менее в некоторых областях мы видим совершенно четкую тенденцию к тому, чтобы производительность человека на рабочем месте была очень важным конкурентным преимуществом. Это сфера финансов, крупные консалтинговые компании, в офисной части нефтяного бизнеса, это все, что связано с высокооплачиваемыми сотрудниками. Эти компании действительно видят, что переход на IP-технологии позволяет им достичь существенных экономических преимуществ за счет того, что создается единая инфраструктура, сокращаются расходы на коммуникации, и при переездах из одного офиса в другой, появляются дополнительные возможности по увеличению производительности за счет интеграции телефонии с бизнес-приложениями и т.д. Кроме того, возникают возможности более дешевого администрирования компьютерных сетей, распределенных по нескольким небольшим филиалам, где благодаря IP больше не нужно ставить отдельную телефонную станцию и нанимать специалиста для ее поддержки.
Cnews.ru: Как вы думаете, настанет ли такое время, когда IP-телефон будет стоять в доме каждого рядового пользователя?
Арсений Тарасов: Как только в домах будет высокоскоростной интернет, сразу у людей начнут появляться и IP-телефоны. Его стоимость, с одной стороны, выше, чем у обычного телефона, но стоит обратить внимание на те преимущества, которые IP-телефония дает, скажем, при работе из дома. Для меня, например, огромное преимущество заключается в том, что я могу, сидя дома, работать так, как если бы я был у себя в офисе. Это экономит мне порядка двух часов езды на работу. Преимущество IP-телефонии заключается в том, что я могу быть доступным как в своей корпоративной компьютерной, так и в телефонной сети, где бы я не находился дома или на работе, или, скажем, даже в самолете. Эта мобильность, которая появляется у людей, с лихвой перекрывает все начальные инвестиции, которые вы делаете в IP-телефонные станции. Традиционные же операторы, на мой взгляд, тоже будут постепенно включать IP-телефонию в список оказываемых услуг, и это станет не столько заменой, сколько дополнением к уже существующим услугам. Разумеется, потребуется еще несколько лет, пока люди полностью перейдут на IP, поэтому эти два типа услуг будут сосуществовать и работать вместе.