Михаил Глухов:
Клиенты по-прежнему хотят простых и максимально дешевых решений для организации физического доступа
Михаил Глухов, руководитель направления ИБ компании ISBC Group рассказал о развитии рынка ИБ: по его мнению, расклад сил и требования клиентов за год изменились не сильно. Основными двигателями рынка также остались правительственные распоряжения и цены. Также он поделился нынешними и будущими направлениями деятельности компании.
CNews: Как вы оцениваете динамику российского рынка ИБ в 2013 году по сравнению с прошлым годом?
Михаил Глухов: Рынок стабильно развивается, причем в разных направлениях, о чём мы можем судить не только по удвоившейся выручке, но и по возросшему уровню конкуренции в ряде развивающихся секторов. В нашей отрасли расклад сил не поменялся – те направления, что занимали ведущее место в линейке продаж, сохранили лидерство.
По продажам можно судить и о развитии технологий и востребованности определенных решений. Пока мы не видим каких-либо всплесков активности по новым технологиям: они стабильно, но довольно медленно набирают обороты.
CNews: Каковы основные направления деятельности вашей компании в сфере ИБ?
Михаил Глухов: Во-первых, мы решаем задачу поставки оборудования для российских организаций, работающих в сфере ИБ. Это считыватели смарт-карт под различные форм-факторы и задачи. Среди них можно выделить настольные ридеры, считыватели для ноутбуков, для тонких клиентов и других терминальных станций, а также считывающие устройства для мобильных устройств на платформах iOS, Android, Windows Phone. Последние 5 лет ISBC Group является ключевым поставщиком этой продукции в России, и активно развивается на рынках Казахстана и Украины.
Во-вторых, мы поставляем наш новый продукт – сертифицированные ФСТЭК ключевые носители формата смарт-карты ESMART® Token SC 64K, которые могут быть дополнительно защищены графически и использованы в качестве средств разграничения физического доступа.
Еще один продукт широко используется в российских удостоверяющих центрах для записи цифровых сертификатов и для построения систем с применением усиленной и усиленной квалифицированной электронной подписи – сертифицированные ФСТЭК ключевые носители формата USB-ключа ESMART® Token USB 64K.
Нашими специалистами разработан пакет ПО ESMART® PKI Client, который может использоваться организациями, работающими в области ИБ для своих дальнейших разработок готовых продуктов.
Также мы совместно с нашими партнерами создаем готовые решения в области ИБ для построения IDM- и CMS-систем, задач SSO, а также помогаем в интеграции нашего оборудования в существующие системы ИБ на предприятиях и в организациях.
CNews: Какие из этих направлений показали максимальную динамику в 2013 году, почему, по вашему мнению?
Михаил Глухов: Не можем похвастаться стремительным ростом продаж RFID-оборудования, к сожалению. Несмотря на очевидные преимущества технологии для логистики и безопасности, очень немногие компании решаются внедрять полноценные RFID-проекты. В основном наши клиенты по RFID – это очень крупный ритейл и большие логопарки. Рост этого направления составил всего 15% по сравнению с предыдущим годом.
В этом году мы запустили новое направление деятельности – ESMART® Token, эта продуктовая линейка обеспечила достаточно высокий уровень продаж. Объяснение простое – возрастающее количество пользователей электронной подписи для различных целей.
Уровень продаж смарт-карт и сопутствующего оборудования вырос только на 28 %, что обуславливается достаточной насыщенностью рынка уже работающими решениями на смарт-картах. С другой стороны, очевидно, что решения на смарт-картах занимают чуть ли не 85% всего рынка безопасного доступа, как физического, так и логического, в силу достаточной простоты, высокой функциональности и сравнительной дешевизны технологий.
CNews: Как меняется спрос со стороны российских компаний на оборудование для работы на смарт-картах, RFID- и NFC-технологиях за последние пару лет?
Михаил Глухов: Хотелось бы сказать, что заказчики хотят больше функциональности и запуска новых решений с более высоким уровнем безопасности, но это не так. Если говорить о смарт-картах, клиенты по-прежнему хотят простых и максимально дешевых решений для организации физического доступа. Зачастую их больше волнует дизайн карт, нежели дополнительный функционал. В нём заинтересованы больше маркетинговые службы клиентов.
В области RFID требования к решениям более разнообразные, так как RFID-оборудование позволяет решать целых комплекс задач. Так, например, с вводом RFID-меток и антикражных ворот нашему очень крупному клиенту-ритейлеру удалось не только сократить объем воровства более чем на 35%, но также выявить основные каналы краж.
Типы заказчиков остались прежними: по 30% можно дать ритейлу, складской логистике, а оставшиеся 40% – остальным видам бизнеса. Все клиенты используют или планируют использовать радиочастотную идентификацию для инвентаризации и складского учёта, а также для движения основных средств.
В розничном бизнесе ситуация такова, что RFID закупается только для складского учёта, как в приведенном выше примере. Стоимость меток для товаров на реализацию пока еще слишком высока даже для очень крупных и финансово стабильных бизнесов. Наибольший спрос (на решения для учёта продукции) наблюдается со стороны крупных производителей и дистрибьюторов алкоголя, бытовой и оргтехники, продавцов печатной продукции, товаров DIY-отрасли и товаров для ремонта.
Для логистики вопрос цены стоит не так остро, как вопрос безопасности, оперативности и качества бизнес-процедур, поэтому спрос на RFID-решения со стороны этой отрасли наиболее активен.
Когда речь идёт об использовании RFID для нужд компаний, стоит понимать, что не все RFID-проекты можно реализовать, не меняя бизнес-процессы на предприятии, что обусловлено особенностью работы RFID-меток и необходимостью планирования рабочих зон. Поэтому в большинстве случаев запросы остаются только запросами. Кроме того, внедрение RFID существенно дороже, чем текущие способы реализации процессов движения основных средств. Среди бизнесов, интересующихся учётом с помощью RFID, стоит выделить банки, арендные и прокатные компании (дорогой товар).
Если говорить про NFC-технологии, то ими интересуются в основном рекламные и социальные проекты, так как технология NFC, в принципе, не рассчитана на применение в ИБ.
CNews: Какие новые направления развития вы видите для себя?
Михаил Глухов: Сейчас мы сосредоточили усилия на развитии направления ESMART®, так как всё больше бизнес-процессов требуют так или иначе организованного безопасного доступа к web-ресурсам и информационным системам.
CNews: Какие тренды влияют на рынок ИБ, в частности, на рынок смарт-карт, RFID- и NFC-технологий?
Михаил Глухов: В России на этот рынок влияют два фактора: стоимость решения и госрегулирование. Это хорошо видно на примере электронной идентификации животных. RFID – полезная и совершенно недорогая технология, позволяющая улучшить племенную работу и учёт скота, но спрос появился только после выхода соответствующего распоряжения правительства. Зато теперь все крестьянские фермерские хозяйства, внедрившие технологию чипирования, не перестают радоваться результатам.
А ценовой вопрос иллюстрируется примером построения системы складской безопасности на штрих-кодах и RFID. В одном из реализованных проектов стоимостное выражение предотвращенных краж на 20% превышало стоимость меток, закупаемых для этого проекта. Но пока объёмы краж или других потерь, что несет бизнес в результате использования неэффективных технологий, не достигнут заоблачных показателей, компании не решаются на внедрение RFID проектов.